Лучшая виртуальная гарнитура должна уносить вас в другие миры и уж точно не обременять неудобным ремешком. Вот почему мы ищем не только технические характеристики и превосходную графику в лучших очках VR, но также удобство и эргономику.
Мы протестировали гарнитуры виртуальной реальности от Valve, Oculus, HTC, HP, Samsung и других компаний, чтобы дать вам исчерпывающее руководство по лучшим на сегодняшний день очкам VR.
ПК-геймеры традиционно предпочитали привязанные VR-гарнитуры, но с выпуском Oculus (Meta) Quest 2 (который можно привязать к ПК) на рынке произошёл фундаментальный сдвиг. «Всего» за 40 тысяч рублей вы можете получить действительно отличный опыт, это не то, что можно игнорировать.
Сейчас действительно прекрасное время, чтобы начать путешествие по виртуальной реальности.
После того, как вы приобрели себе одну из лучших VR-гарнитур, возникает вопрос, во что на ней играть. Half-Life: Alyx показывает, на что способна виртуальная реальность в умелых руках, но есть и множество других игр, включая Star Wars: Squadrons, No Man's Sky и Microsoft Flight Simulator.
Лучшие VR-очки для игр и развлечений
-
Quest 3: универсальная (беспроводная и автономная) гарнитура VR
Quest 3 – это золотой стандарт для автономных VR-гарнитур благодаря быстрому процессору, высокому разрешению и цветным камерам, которые обеспечивают высококачественную дополненную реальность.
Что нам понравилось:
- Цветные сквозные камеры позволяют четко видеть окружающую обстановку
- Изображение высокого разрешения
- Мощный процессор
- Удобный дизайн
Что нас разочаровало:
- Короткое время автономной работы
- Отсутствие технологии отслеживания взгляда
VR-гарнитура Quest 3 значительно превосходит предыдущую модель Quest 2. Для начала, она оснащена дисплеем с более высоким разрешением и более быстрым процессором, поэтому всё выглядит и ощущается лучше. Что ещё более важно, она оснащен цветными камерами сквозного пропускания, которые позволяют работать и играть в высококачественной дополненной реальности, используя ваше окружение.
Quest 3 стоит чуть больше 50 тысяч рублей, что заметно дороже, чем Quest 2, но она содержит аппаратное обеспечение, которое превосходит технологию Quest Pro. Эти обновления делают Meta Quest 3 нашим новым победителем в номинации «Выбор редакции» среди гарнитур виртуальной реальности.
-
Sony Playstation VR 2: самый захватывающий опыт VR
PSVR2 многое делает правильно – качество изображения хорошее, качество изготовления и контроллеры убедительны. Эксклюзивные игры и функции, такие как отслеживание взгляда и вибрация гарнитуры, выделяют PSVR2 среди конкурентов.
Технические характеристики
- Платформа: PlayStation 5
- Оптика: 2x OLED 2000x2040 пикселей, до 120 Гц
- Линзы: Френеля
- Подключение: кабель, USB-C, около 4,5 метров
- Отслеживание: Inside-Out, 4 камеры слежения в гарнитуре
Что нам понравилось:
- Простая установка и удобный дизайн
- Потрясающий акцент на погружение и тактильные ощущения
- Захватывающие дух визуальные эффекты и последовательное отслеживание
- Комфорт при длительном использовании
- Отслеживание взгляда
Что нас разочаровало:
- Дорого, если у вас нет PS5
- Ограниченная библиотека игр
- У контроллеров и наушников есть свои особенности
- Дороже конкурента
Sony потребовалось много времени, чтобы вывести PSVR2 на рынок. Однако, 22 февраля 2023 года была выпущена убедительная VR-гарнитура, умело устранившая проблемы предшественника. Вам больше не придётся довольствоваться шатким отслеживанием движения PS, – вы получаете контроллеры Inside-Out, как, возможно, привыкли с Meta Quest 2. И качество изображения также значительно возросло.
PSVR2 подключается одним кабелем USB-C удобной длины 4,5 метра. Никакого сравнения с неудобной соединительной коробкой первого PSVR. Кстати, это также сильно замедлялось из-за низкой производительности PS4, но с PS5 и такими ресурсосберегающими функциями, как отслеживание взгляда, проблем с производительностью опасаться не приходится.
Комфорт как обычно на высоте, только наушники просят обновления: наушники-вкладыши, которые звучат довольно посредственно, больше раздражают, чем помогают. Но, в гарнитуре установлен штекер jack 3,5 мм, чтобы производители аксессуаров могли разработать свои собственные и более элегантные решения.
Погружение тем не менее глубокое, отчасти благодаря адаптивным триггерам полностью переработанных контроллеров и функции вибрации непосредственно в гарнитуре VR. Принимая во внимание встроенную технологию и цены на конкурирующие гарнитуры, мы не думаем, что цена около 50 тысяч рублей является чрезмерной.
-
Quest 2: универсальная (беспроводная) гарнитура VR
Самые простые VR-очки на рынке: ни ПК, ни консоли не нужно – просто надел и играй. Цена, качество изображения и отслеживание убедительны. Выбор игр больше, чем у конкурентов.
Технические характеристики
- Платформа: самодостаточные и ПК
- Оптика: 2 ЖК-дисплея 1832x1920 пикселей, до 120 Гц
- Линзы: Френеля
- Подключение: автономное, для ПК – USB-C или WLAN
- Отслеживание: Inside-Out, 4 камеры слежения в гарнитуре
Что нам понравилось:
- Простые в использовании
- Можно использовать самостоятельно – без консоли и ПК
- Хороший ассортимент игр
Что нас разочаровало:
- Посредственный комфорт
- Межзрачковое расстояние регулируется только приблизительно
С Quest и особенно с преемником Quest 2 в Oculus добились важного момента: очки виртуальной реальности делают целую серию предрассудков виртуальной реальности устаревшей. «Квест» работает автономно благодаря встроенному процессору Snapdragon (в Quest 2 присутствует быстрый XR2), поэтому для расчёта игры не требуется ПК. Тем более, что теперь в магазине Quest Store можно выбрать несколько первоклассных игр, таких как Beat Saber, Resident Evil 4, The Walking Dead: Saints and Sinners и, инсайдерский совет для поклонников Hero Quest: Demeo.
Графическое снижение по сравнению с PSVR или ПК, но очарование виртуальной реальности сохраняется. Тем более, что всё больше и больше конверсий для ПК, таких как Arizona Sunshine, Synth Riders или Pavlov, завоевывают Quest.
Разрешение Meta Quest 2 актуальное: 1832x1920 пикселей на глаз с частотой до 120 Гц. Можно наблюдать небольшой остаток на экране, но он раздражает, только если вы сосредоточитесь на нем. Однако, при автономной работе вычислительная мощность процессора XR2 ограничивает сжатие данных изображения на ПК для передачи по USB.
Будучи почти идеальным универсалом, Meta Quest 2 по-прежнему является нашей рекомендацией к покупке для всех, кто не хочет брать на себя большие обязательства.
-
Pico 4: мощный конкурент VR с превосходными линзами
Высокое разрешение и линзы-блинчики обеспечивают очень хорошее качество изображения в сочетании с утончённым форм-фактором. Pico 4 превосходит Quest 2, но выбор игр по-прежнему ограничен.
Технические характеристики
- Платформа: самодостаточные и ПК
- Оптика: 2 ЖК-дисплея 2160x2160 пикселей, до 120 Гц
- Линзы: блины
- Подключение: автономное, для ПК – USB-C или WLAN
- Отслеживание: Inside-Out, 4 камеры слежения в гарнитуре
Что нам понравилось:
- Очень хорошее качество изображения
- Лёгкий и утончённый
Что нас разочаровало:
- Ограниченный выбор игр
- Нет порта DisplayPort, как у предшественника
Гарнитура Pico имеет несколько преимуществ перед мета-конкурентами. Небольшой вес, менее 300 грамм, является положительным моментом, а аккумуляторный блок на затылке является хорошим решением для удобства ношения.
Дисплеи Pico 4 имеют приятно высокое разрешение 2160x2160 пикселей, и четко виден апгрейд пикселей до главного конкурента. Это также связано с выбором линз: в то время как многие конкурирующие гарнитуры, в том числе Sony Playstation VR 2, полагаются на линзы с вырезами Френеля, в Pico 4 используются, так называемые, «линзы-блинчики». Более гладкий срез без типичных канавок Френеля обеспечивает необычайно чёткое изображение с высокой резкостью.
Хорошая картинка, хороший трекинг, даже сквозной свет в цвете (т.е. вид в реальный мир, даже если гарнитура на голове, у Quest и PSVR2 этот вид чёрно-белый), это должно быть дорого? Нет, Pico, по всей видимости, субсидирует гарнитуру. Вариант со 128 гигабайтами стоит меньше 40 тысяч рублей.
-
HP Reverb G2: убедительное качество VR
HP Reverb G2 принадлежит к вымирающему поколению гарнитур только для ПК, но предлагает очень хорошее качество изображения, отличный звук и хороший комфорт. Отслеживание также находится на достойном уровне и со временем заметно улучшилось.
Технические характеристики
- Платформа: ПК
- Оптика: 2 ЖК-дисплея 2160x2160 пикселей, до 90 Гц
- Линзы: Френеля
- Подключение: кабель, DispalyPort и USB-C (6 метров)
- Отслеживание: Inside-Out, 4 камеры слежения в гарнитуре
Что нам понравилось:
- Очень хорошее качество изображения
- Звуковое решение Valve Index
- Комфортно носить
Что нас разочаровало:
- Платформа WMR временами раздражает
- Небольшое размытие к краю изображения
Два дисплея, каждый с разрешением 2160x2160 пикселей и частотой 90 Гц, убедительно выглядят в последних оставшихся очках WMR (Windows Mixed Reality). Для обнаружения движения HP использует отслеживание Inside-Out с камерами, встроенными в очки. Это означает, что не требуются внешние станции, как в случае с Valve Index, гарнитуру можно использовать гораздо более гибко, как Oculus Rift S.
Аудиосистема управляется Valve с двумя динамиками, плавающими над ушами, которые обеспечивают отличный звук, идентичный тому, что у Valve Index. Конечно, HP Reverb G2 также совместим со SteamVR и такими играми, как Half-Life: Alyx и Star Wars: Squadrons.
Если вам нужны очки виртуальной реальности с действительно хорошим качеством изображения и несложной настройкой, и вы принимаете эти точки и портал WMR, который всегда работает в фоновом режиме, вы можете получить рекомендуемое оборудование за сравнительно небольшие деньги.
-
Valve Index: немного устарел, но все ещё хорош с точки зрения комфорта
Разрешение Valve Index очень пыльное, но гарнитура VR все равно очень подходит, особенно для новичков.
Технические характеристики
- Платформа: ПК
- Оптика: 2 ЖК-дисплея 1440x1600 пикселей, до 144 Гц
- Линзы: Френеля
- Подключение: кабель, DispalyPort и USB-C (около 6 метров)
- Отслеживание: маяк с внешними трекерами
Что нам понравилось:
- Комфортная
- Большое поле зрения
- Лучшее отслеживание на рынке
- Хорошее аудио решение
Что нас разочаровало:
- Низкое разрешение
- Цена
Подобно HTC Vive (Pro 2) и очкам Pimax, Valve Index также использует отслеживание Lighthouse. Поэтому в дополнение к очкам виртуальной реальности требуются две станции Lighthouse, но для них не требуется кабельное подключение к ПК.
Как один из немногих производителей за пределами Pimax, Valve заметно увеличивает поле зрения – вы можете использовать ползунок на гарнитуре для установки FoV (поля зрения). Index обеспечивает заметно большее поле зрения, чем у конкурентов от Sony или Oculus, но не приближается к Pimax 5K+ или 8K.
Общее качество изображения, включая эффект экранной двери, немного лучше, чем у Oculus Rift S, который также оснащён ЖК-дисплеями. Удобство ношения также немного лучше, хотя это поединок на высоком уровне. Однако, по сравнению с более современными VR HMD, такими как PSVR2 или Reverb G2, более низкое разрешение очень заметно.
С текущей точки зрения и с конкуренцией со стороны Sony PSVR 2, HP Reverb G2 и, прежде всего, Meta Quest 2, качество изображения с все ещё узнаваемой пиксельной сеткой больше не кажется современным. Эффекты бликов и световых лучей также портят общее визуальное впечатление.
С другой стороны, если вы цените удобство ношения, звук и отслеживание, это по-прежнему правильный выбор.
Откройте для себя новые миры
Принцип VR-очков прост: один или два дисплея отображают контент, две линзы гарантируют, что глазу будет комфортно, а эффект будет прямо посередине. Если надеть очки, сразу возникает ощущение пребывания в другом мире: в отличие от графики на мониторе правильно воспроизведены пропорции, благодаря чему здания или монстры выглядят чрезвычайно эффектно.
Насколько хорошо это работает, трудно описать. Вы должны испытать эффект на себе, чтобы полностью понять волнение.
Благодаря многочисленным встроенным датчикам в шлеме виртуальной реальности движения головы передаются в виртуальную реальность в режиме реального времени, так что вы можете смотреть и передвигаться, как в реальном мире. Благодаря системе отслеживания положения очки также могут включать движения тела в виртуальную реальность. Таким образом, вы можете смотреть за объектами или прятаться за игровым укрытием.
Только отслеживание движений игрока гарантирует, что виртуальная реальность воспринимается непосредственно. Погружение здесь ключевое слово. Чем лучше это работает, тем реальнее ощущается виртуальная реальность и тем меньше проблем с ней у игроков.
А проблемы случаются. Например, от VR-приложений можно... заболеть. VR-болезнь не только похожа на морскую болезнь, но и развивается очень похожим образом: причина этого в том, что глаза и вестибулярный аппарат получают разную информацию, которая не совпадает. Организм реагирует на это тошнотой. Не все страдают, и обычно к этому быстро привыкаешь.
Насколько сильным будет эффект, зависит от того, насколько хорошо и насколько быстро движения тела переносятся в виртуальную реальность. В частности, задержки во времени между движением и его визуальным представлением в очках быстро вызывают тошноту, как и резкие движения. Более высокая частота обновления используемых VR-дисплеев также может ограничить тошноту – здесь Valve Index с частотой до 144 Гц далеко впереди.
Для того, чтобы виртуальная реальность работала хорошо, очень важна технология систем виртуальной реальности – с одной стороны, от качества отслеживания движения с помощью датчиков, с другой стороны, от чистой вычислительной мощности видеокарты для максимально быстрого и плавного отображения измеренного положения на дисплее. И от умения программистов делать свои игры максимально удобными для пользователя.
И виртуально наложенный нос также значительно снижает риск тошноты, как бы странно это ни звучало.
Социальная виртуальная реальность
Одна проблема с очками виртуальной реальности или виртуальной реальностью заключается в том, что это может быть довольно одиноким опытом. Ведь с очками на глазах вы изолируете себя от местной действительности.
Чтобы изменить это, Sony встроила HDMI-соединение для телевизора в процессорный блок. Благодаря подключенному телевизору друзья или члены семьи могут видеть, что вы переживаете в виртуальных мирах, а не просто наблюдать за машущим изумленным игроком в шлеме на голове. Таким образом, вы можете поделиться своими впечатлениями от виртуальной реальности с другими людьми.
Интеграция телевидения не только значительно улучшает социальное признание виртуальной реальности, но и предотвращает одиночество игроков в цифровом мире – вместе всё просто веселее.
Часто задаваемые вопросы о гарнитуре VR
Что такое VR-маяки?
Чтобы отслеживать ваши движения, ваша гарнитура VR должна использовать какой-либо метод обнаружения как самой гарнитуры, так и контроллеров в ваших руках. Первые гарнитуры виртуальной реальности использовали, так называемые, маяки, – индивидуально расположенные датчики или позиционные трекеры, которые подключались к вашему ПК.
Это самый точный метод отслеживания, но он громоздкий, и если они не установлены постоянно в комнате, вам нужно будет настраивать их каждый раз, когда вы хотите играть, включая их калибровку.
Что такое отслеживание Inside-Out в VR?
Отслеживание Inside-Out означает, что вам не нужны внешние датчики, поскольку гарнитура может отслеживать как себя, так и контроллеры вокруг неё.
Первоначально этот метод был не таким эффективным, не таким отзывчивым и нарушал погружение в игру. Но, с лучшими гарнитурами VR технология почти не уступает маякам с точки зрения отзывчивости. И уж точно гораздо удобнее.
Существуют ли беспроводные гарнитуры VR для ПК?
Quest 2 – это беспроводная гарнитура, но вам официально необходимо подключить её к игровому ПК через кабель USB Type-C, чтобы насладиться лучшими впечатлениями от виртуальной реальности. Сегодня появились легкодоступные способы сделать это без проводов. Однако, вам нужен роутер Wi-Fi 6, чтобы обеспечить требуемый уровень пропускной способности и не тратить все время на рвоту из-за непрекращающихся задержек.
В старом Vive был модуль беспроводной связи, который можно было добавить в систему, что было почти эффективно, хотя, по нашему опыту, обрывы соединения не были чем-то, ч чем мы могли бы смириться в долгосрочной перспективе.
Жаргон виртуальной реальности
- Поле зрения (FoV). Описывает объём окружающей среды, который виден наблюдателю; в VR это объём игрового мира, который виден на дисплеях. Более широкое поле зрения в гарнитуре является неотъемлемой частью ощущения погружения.
- Головной дисплей (HMD). В широком смысле любое носимое устройство с графическими возможностями, крепящееся на голове, но часто используемое специально для обозначения гарнитур виртуальной реальности.
- Отслеживание Inside-out. Системы, используемые для отслеживания движений пользователя в виртуальной реальности, которые расположены в самой гарнитуре, в отличие от отслеживания снаружи-внутрь, когда для отслеживания движения используются внешние датчики. Отслеживание Inside-out и используемый метод имеют решающее значение для обеспечения либо трёх степеней свободы (возможность смотреть в любом направлении в виртуальной реальности), либо шести степеней свободы (возможности смотреть вокруг и перемещать своё тело в любом направлении в виртуальной реальности).
- Задержка. Время между вводом и ответом в виртуальной реальности, задержка между вводом пользователем через контроллер, движением головы или другими способами и ответом на дисплее гарнитуры. Низкая задержка жизненно важна для уменьшения тошноты в виртуальной реальности, которая наиболее интенсивна, когда есть задержка или заикание между движением или взглядом и реакцией дисплея.
- Разрешение – это измерение в пикселях по горизонтали и вертикали изображения или дисплея. Более высокое разрешение в виртуальной реальности имеет важное значение, потому что дисплеи находятся так близко к глазам пользователя, что любые линии, пикселизацию и эффект сразу видно.
- Частота обновления. Количество кадров, которые дисплей может отображать в секунду, измеряется в герцах. Высокая частота обновления важна для виртуальной реальности так же, как и задержка, поскольку низкая частота обновления может вызвать заикание (или даже видимость зависания), что может вызвать тошноту.
- Эффект экранной двери (SDE). Эффект мелкой сетки при просмотре изображения, отображаемого в пикселях, с близкого расстояния, когда видна сетка между пикселями. Более высокие разрешения (или проприетарные решения, подобные встроенному в Odyssey+) смягчают этот эффект.