Технология DLSS от Nvidia – что это такое и стоит ли использовать в играх

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-01-26

DLSS – одна из основных технологий NVIDIA, существующая со времен RTX 2000. NVIDIA вложила значительный объём исследований и разработок в DLSS, что сделало её одним из главных преимуществ их новейших и лучших видеокарт. Но у тех, кто впервые собирает ПК, или у пользователей, потенциально желающих обновить графический процессор, вероятно, есть один большой вопрос: что такое DLSS?

В этой статье мы подробно рассмотрим DLSS, подчеркнув, что это такое, что он делает и стоит ли его использовать. Эта серия статей в центре знаний призвана дать ответы на все ваши актуальные вопросы, касающиеся сборки ПК.

DLSS – немного предыстории

DLSS от NVIDIA – одна из важнейших технологий, изменивших игровой мир, которая появилась в линейке видеокарт NVIDIA RTX 2000. И хотя DLSS по-настоящему увидела свою истинную форму только во второй итерации, это стало началом чего-то большого для NVIDIA.

DLSS работает через искусственный интеллект. По сути, искусственный интеллект был обучен перерисовывать пиксели на экране, имитируя более высокое разрешение, чем то, на которое способны ваш монитор и видеокарта.

Игра, в которую вы играете, будет работать с более низким исходным разрешением, но алгоритм искусственного интеллекта NVIDIA извлекает информацию из своей базы знаний, чтобы визуализировать изображение, которое выглядит заметно лучше. Таким образом, 1080p будет выглядеть как 1440p, а 1440p будет выглядеть как 4K.

DLSS также разработан для поддержания наилучшего качества изображения. Там, где традиционные методологии сверхвысокого разрешения могут вызывать появление артефактов и ошибок, DLSS сводит это к минимуму, что при определенных обстоятельствах может привести к более качественному изображению.

Теперь, когда DLSS находится на третьей итерации, прирост качества изображения и частоты кадров может быть ещё более существенным. Улучшения в тензорной архитектуре ядра NVIDIA (на которых работает DLSS) означают, что для DLSS можно выделить больше вычислительной мощности с очень небольшим количеством побочных эффектов. А благодаря их 8-битному тензорному движку с плавающей запятой пропускная способность увеличена в пять раз по сравнению с вариантами предыдущего поколения.

Излишне говорить, что DLSS уже довольно давно является детищем NVIDIA и имеет потенциал действительно раздвинуть технологические границы, поскольку мы продолжаем видеть, как NVIDIA разрабатывает эту технологию.

Недостатки технологии DLSS

Хотя теоретически DLSS кажется «сплошным солнечным светом и радугой», у этой технологии есть некоторые недостатки.

В целом, результаты DLSS немного неоднозначны. NVIDIA утверждает, что частота кадров может значительно возрасти в ряде игр, но главное предостережение заключается в общем качестве изображения.

Мы видели, как DLSS использовался во многих различных играх с предустановленными настройками производительности, и наблюдалось заметное снижение качества изображения по сравнению с исходным разрешением.

Это верно не для каждой игры, особенно там, где DLSS более оптимизирован, но в этом вся проблема – 100% гарантии не существует. Включив DLSS в вашей любимой игре, вы сможете быстро увидеть разницу в визуальном качестве по сравнению с исходным изображением. И это, к сожалению, самое большое предостережение.

Когда выходит новая игра, вы почти бросаете кости, когда включаете DLSS, и общее качество изображения может быть причиной того, что потребители отключают этот параметр и останутся с частотой кадров ниже средней.

Производительность DLSS

Наше тестирование DLSS показало, что его следует использовать не для каждой игры. Хотя эта технология имеет свои преимущества, её стоит использовать только в том случае, если игровой процесс неиграбелен, и это главное преимущество DLSS, в целом.

Эта технология позволила пользователям играть в игры, которые сложно запустить на более слабом оборудовании, с разумной частотой кадров, без значительной потери визуальной четкости. Такие игры, как Cyberpunk 2077 и Control, предлагают потрясающую графику, поэтому запустить эти игры с заданными настройками намного сложнее по сравнению с другими играми.

Но, включив DLSS, потребители, у которых нет RTX 4090 и которые используют старое или более слабое оборудование, смогут играть в эти игры с более высокой частотой кадров и разрешением.

Стоит иметь в виду, что вы не увидите значительного увеличения частоты кадров в играх, которые ваша видеокарта способна запускать изначально. Такие игры, как CS:GO, Apex Legends, League of Legends, Overwatch 2 и другие, более простые в использовании игры, могут работать на очень слабом оборудовании. Так что включение DLSS в такой игре будет относительно бесполезным.

Вот почему мы рекомендуем придерживаться индивидуальной игры. Если ваш графический процессор не совсем справляется с последней версией, включите DLSS. Если вас устраивает качество изображения и частота кадров, стоит оставить его включенным. Если нет, выключите его и попробуйте поиграться с некоторыми внутриигровыми настройками, чтобы посмотреть, сможете ли вы достичь лучшей частоты кадров.

Чтобы ваша игра выглядела и работала так, как вы хотите, может потребоваться совершить много проб и ошибок. Так что, возможно, стоит потратить время на настройку, чтобы вы могли наслаждаться игрой как с точки зрения качества, так и с точки зрения производительности.

Есть ли подвох с технологией DLSS

Многие из вас, вероятно, задаются вопросом, имеет ли эта «бесплатная» технология какие-то недостатки.

Хотя DLSS можно использовать совершенно бесплатно, для её получения требуется видеокарта NVIDIA. Кроме того, некоторые поколения DLSS ограничены в зависимости от поколения вашей видеокарты. Проще говоря, потребители, у которых есть видеокарта серии «1000» (то есть от 1030 до 1080 Ti), вообще не могут использовать DLSS. На этих видеокартах отсутствуют необходимые ядра Tensor для работы этой технологии, поэтому DLSS на этих картах не работает.

Потребители с видеокартой RTX 2000 или 3000 могут использовать DLSS. Но, есть небольшая загвоздка. Эти видеокарты могут использовать только DLSS 2, но не DLSS 3. DLSS 2 действительно привнёс некоторые серьёзные изменения и улучшения в масштабирование на основе искусственного интеллекта, но самой сильной версией является DLSS 3.5.

DLSS 3 или 3.5 полностью ограничен видеокартами RTX 4000. Это означает, что все крупные улучшения, такие как генерация кадров или 8-битный тензорный движок с плавающей запятой, о котором мы упоминали ранее, доступны только владельцам RTX 4000.

Хотя это не является прямой ловушкой, ограничение поколений DLSS для определенных видеокарт – это своего рода отпугивание. Учитывая, что видеокарты RTX 4000 в год выпуска были невероятно дорогими, вполне понятно, что многие потребители не особенно в восторге от идеи приобретения нового графического процессора, чтобы разблокировать следующее поколение DLSS.

Альтернативные варианты технологии масштабирования

Единственной значимой альтернативой NVIDIA DLSS является технология AMD FSR. Хотя AMD всё ещё проигрывает DLSS, FSR предоставляет ряд сравнительно схожих преимуществ.

Не вдаваясь в подробности, AMD обеспечивает преимущества в частоте кадров и качестве, используя такие данные, как история кадров и векторы движения, а не обучение ИИ. Хотя качество изображения FSR не такое высокое, сама технология более широко доступна.

FSR не ограничен какой-либо архитектурой или технологией, поэтому он работает на всех картах AMD, а также на видеокартах конкурентов. Я бы сказал, что это довольно большая победа для AMD, поскольку она открывает технологию для потребителей, у которых нет новейшего и лучшего оборудования.

FSR прошёл долгий путь с момента своего первоначального создания, поэтому мы ожидаем увидеть большее улучшение частоты кадров по мере развития технологии.


5.0/1