О системе Windows 10 рассказали уже практически всё, – так, по крайней мере, может показаться нашим читателям после чтения сообщений различных IT-порталов.
Если присмотреться ближе, – это разговоры, прежде всего, о «поверхностных» изменениях, по сути, не о самой операционной системе, а только системных приложениях. Поэтому приглашаем вас посмотреть на «более глубокие» изменения, которые определяют работу Windows.
Microsoft специально не обсуждает изменений в операционной системе, выталкивая на первый план более зрелищные изменения. Это не должно никого удивлять – несмотря на такие скачки в нумерации, больших различий по отношению к Windows 8.1 нет.
Можно сказать, что в этом плане «десятка» является новой Windows 7, которая была не более, как только усовершенствованием Windows Vista. Поэтому давайте посмотрим на улучшения «под капотом», которые нам показались наиболее важными.
WDDM 2.0 – новая модель графических драйверов
Вместе с Windows 10 дебютирует новая, несовместимая с предыдущими версиями системы, модель графических драйверов WDDM 2.0. Введенные в версии 2.0 изменения способны на несколько десятков процентов снизить рабочие нагрузки на драйвере, выполняющемся в режиме ядра, реализовать многопоточность в коммуникации между CPU и GPU, и являются необходимым условием для запуска API DirectX 12.
Самое главное в них – виртуализация физической памяти GPU – она делит память на виртуальные сегменты, управляемые через графический процессор.
Каждый процесс может благодаря этому получить собственное пространство памяти. Кроме того, диспетчер памяти проверяет, находятся ли назначенные процессам данные в памяти перед отправкой команды контроллеру.
Direct3D 12 – программирование графики с «железа»
Для миллионов игроков по всему миру это, наверное, будет главная причина, чтобы заинтересоваться Windows 10. Скажем, что новый графический API Microsoft похож на Mantle от AMD: интерфейс вводит в дополнение к полной параллелизации связи между главным и графическим процессорами дополнительные механизмы, благодаря которым повышается производительность алгоритмов, связанных с настройкой прозрачности, предотвращение конфликтов или нерисованием невидимой геометрии.
Объекты состояния потока решают проблему необходимости перечисления всего графического состояния перед началом рисования и позволяют увеличить количество вызовов, списки команд позволяют эффективно и независимо друг от друга управлять объектами, а наборы позволяют упростить дублировании объектов с одинаковой геометрией и различных текстур.
Достойна внимания улучшение поддержки сжатых текстур, благодаря которой уменьшится размер игры и создаваемых ими нагрузок.
Драйверы WDF – открытость, но под строгим контролем
Windows 10 приносит освобождение исходного кода фреймворка WDF, используемого для изготовления драйверов всех вариантов системы. Открытие кода позволит перейти на более высокую стабильность и качество драйверов. С помощью новых инструментов для тестирования их производительности их легче оптимизировать. Microsoft так же может похвастаться полной поддержкой устройств HID в режиме пользователя и прямым выходом на USB в этом режиме. В целом драйверы должны занимать меньше места и потреблять меньше памяти.
Однако, здесь стоит упомянуть об изменении, которая угрожает многим производителям, особенно азиатским. Предыдущих подписей драйверов, работающих в режиме ядра, уже недостаточно. Обязательным будет получение цифровой подписи от Microsoft и наличие сертификата EV.
Получение такой подписи является гораздо более сложным, организация должна пройти проверку центра сертификации, что, конечно, означает более высокие затраты. Процесс был автоматизирован (драйвера «заливаются» на сайт sysdev, а затем загружаются уже с подписью Microsoft), однако, это не означает необходимости автоматического прохождения тестов Windows Certification. Всё, конечно, во имя большей безопасности – самостоятельно подписанные драйверы, работающие в режиме ядра, считаются серьёзной угрозой для системы.
Универсальные приложения – сделайте один раз, запускайте везде
Если бы не инструменты для очистки реестра, работа с Windows быстро превратилась бы в кошмар. Центральная база данных о системе разбухает со временем от мусора, а «чистое» удаление программного обеспечения очень сложно.
Одним из основных изменений является введение Universal Windows Platform, строгой модели приложений на Windows, которая не только упрощает перенос программного обеспечения между устройствами различного класса, но также облегчает установку и удаление программ, управление доступом к ресурсам системы.
Настольные приложения, построенные на этой модели, имеют полный доступ к API Windows, но строго изолированы. Разработчики могут также запретить пользователю устанавливать их на другое устройство.
Что особенно интересно, универсальные приложения могут общаться друг с другом и объединять свои функции через простой механизм активации и взаимодействия. Это гораздо больше, чем просто вызов соединения по Skype из списка контактов – программа может в фоновом режиме запустить задание, которое будет использоваться и отправляется в другие приложения.
Универсальные приложения позволяют также осуществлять синхронизацию своего состояния между устройствами и решают проблемы переноса приобретенных лицензий.
Universal Windows Platform Bridges – мост для других систем
Есть шанс, что Windows 10 будет иметь много приложений. Может даже будет иметь их все. Microsoft разрабатывает наборы инструментов, благодаря которым разработчикам легко будет перейти на «десятку», в формат Universal Apps можно перевести программы, написанные для Android (Project Astoria), iOS (Project Islandwood), HTML5 (Project Westminster) и даже win32 (Project Centennial).
Не совсем понятно, что скрывается под этими названиями, однако, известно, что программисты смогут перенести свои приложения на Windows 10, и распространять их через Windows Store. Если же приложение будет нуждаться в каких-то специальных услугах (например, Карты Google), то через слой совместимости получат эквивалент, генерируемый картами Bing.
Менеджер пакетов – консоль приобретает значение
Пригодность консоли в Windows всегда был спорным вопросом, а качество терминала cmd.exe оставляло желать лучшего (по крайней мере, по сравнению с терминалом linux).
В «десятке» ситуация, наконец, меняется, мы можем, наконец, масштабировать размер консоли, как и любого другого окна, копировать и вставлять текст, и даже установить её прозрачность.
Из консоли, после запуска PowerShell, у нас также будет доступ к удобному менеджеру пакетов OneGet. Таким образом, среди наиболее популярных операционных систем только OS X не будет иметь собственной надежной системы управления пакетами.