Что такое общая память графического процессора – всё, что Вам нужно знать

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2022-08-02

Когда у вас есть встроенный или выделенный графический процессор, ваша операционная система может занимать до половины оперативной памяти и использовать её в качестве общей памяти графического процессора.

Для непосвященных это может показаться странным, но всему этому есть очень логичное объяснение.

общая память видеокарты

Прежде чем мы углубимся в то, почему и как, давайте сначала «разложим» эту тему на четыре ключевых вопроса:

  • Что такое общая память графического процессора?
  • Как это влияет на ваш ПК?
  • Влияет ли это на рендеринг, 3D-моделирование и игровую производительность?
  • Можно ли отключить эту своеобразную функцию, и если да, то следует ли?

Давайте посмотрим поближе!

Что такое общая память графического процессора

Начнем с основного определения:

Общая память графического процессора – это тип виртуальной памяти, который обычно используется, когда в графическом процессоре заканчивается выделенная видеопамять.

Таким образом, общая память графического процессора – это не то же самое, что выделенная память графического процессора. Между этими двумя типами VRAM есть большая разница.

Иерархия памяти графического процессора видеокарты

Почему операционные системы используют оперативную память в качестве источника памяти для вашего графического процессора, когда её гораздо больше доступно на жестких дисках и твердотельных накопителях?

Причина довольно проста: оперативная память намного быстрее, чем любой SSD или HDD.

Разница между выделенной и общей памятью графического процессора

Выделенная и общая память графического процессора – это не одно и то же.

Выделенная память графического процессора – это физическая память, расположенная на самой дискретной видеокарте. Как правило, это высокоскоростные модули памяти (GDDR/HBM), расположенные рядом с основным чипом графического процессора, который используется для рендеринга программного обеспечения, приложений и игр (среди прочего).

Общая память графического процессора «используется» и берется из вашей системной ОЗУ – она не физическая, а виртуальная – в основном, это просто выделенная или зарезервированная область в системной ОЗУ; затем эту память можно использовать в качестве VRAM (video-RAM), как только ваша выделенная память графического процессора (если она у вас есть) заполнена.

Если у вас есть iGPU (графический процессор, встроенный в ваш CPU), этот iGPU не имеет собственной выделенной VRAM. Поэтому ему придётся изначально использовать системную оперативную память.

Ваша система будет выделять до 50% физической оперативной памяти для общей памяти графического процессора, независимо от того, встроенный у вас или выделенный графический процессор.

Как вы можете видеть на изображении ниже, на ПК установлена AMD RX580 с 8 ГБ видеопамяти (выделенная память графического процессора), и поскольку доступно 32 ГБ системной оперативной памяти, 16 из них выделены для использования в качестве «общей памяти графического процессора» (половина системной оперативной памяти).

Общая память графического процессора в диспетчере задач Windows

Нужно ли менять объём общей памяти GPU

Возникает важный вопрос: стоит ли возиться с этими настройками? Ответ зависит от вашей установки.

Если у вас есть выделенный графический процессор, лучше оставить всё как есть. В зависимости от вашей конкретной видеокарты и объёма ее видеопамяти, общая память графического процессора может вообще не использоваться!

Если вашей ОС придётся прибегнуть к этой своеобразной процедуре, это не вызовет никаких дополнительных проблем с производительностью, кроме всплесков и потери кадров в тот момент, когда буфер VRAM переполняется.

Если у вас нет выделенного графического процессора, а встроенный (например, Intel UHD Graphics 730), следует избегать изменения настроек общей памяти графического процессора.

Современные операционные системы отлично справляются с управлением и распределением памяти, поэтому лучше позволить им делать своё дело.

Вывод

Выделенная память представляет собой объём физической видеопамяти, которой обладает графический процессор, тогда как общая память графического процессора представляет собой виртуальный объём, взятый из оперативной памяти вашей системы.

Современные операционные системы отлично справляются с оптимизацией использования общей видеопамяти без вашего участия.

Вам действительно не нужно ничего настраивать вручную, хотя, если у вас «чешутся руки», вы можете сделать это, настроив параметры видеопамяти в BIOS или, если у вас Intel или AMD APU, внеся нужные изменения в Windows через редактор реестра.

Часто задаваемые вопросы

Общая память графического процессора медленнее, чем в VRAM?

Безусловно, да. Поскольку разделяемая память по сути является оперативной памятью, если графическому процессору приходится прибегать к использованию системной оперативной памяти для своих вычислений, это приведет к снижению производительности.

Выделенные модули VRAM расположены близко к основному чипу графического процессора, и к ним можно получить доступ гораздо быстрее, чем через шину PCIe материнской платы, чтобы найти что-то в системной ОЗУ.

Для чего используется общая память графического процессора?

Общая память графического процессора заимствуется из общего объема доступной оперативной памяти и используется, когда в системе заканчивается выделенная память графического процессора.

ОС использует оперативную память, потому что это лучшая вещь с точки зрения производительности; Оперативная память намного быстрее, чем любой твердотельный накопитель на рынке, и это, безусловно, сохранится в обозримом будущем.

Как изменить значение общей памяти графического процессора в Windows?

Изменить объём общей памяти графического процессора вашей системы не так просто, как может показаться.

Вам нужно будет повозиться с настройками BIOS, если вы хотите настроить или отключить функцию общей памяти графического процессора.

Однако делать это не рекомендуется, так как внесение подобных изменений не улучшит производительность вашей системы в большинстве рабочих нагрузок.


5.0/1