Если у вас есть встроенный или отдельный графический процессор, операционная система может занимать до половины оперативной памяти, используя её как общую память графического процессора.
Для людей, не знакомых с устройством компьютера, это может показаться странным, но на самом деле всё объясняется довольно просто.
Прежде чем мы углубимся в то, почему и как, давайте сначала «разложим» эту тему на четыре ключевых вопроса:
- Что такое общая память графического процессора?
- Как это влияет на ваш ПК?
- Влияет ли это на рендеринг, 3D-моделирование и игровую производительность?
- Можно ли отключить эту своеобразную функцию, и если да, то следует ли?
Давайте посмотрим поближе!
Что такое общая память графического процессора
Начнем с основного определения:
Общая память графического процессора – это тип виртуальной памяти, который обычно используется, когда в графическом процессоре заканчивается выделенная видеопамять.
Таким образом, общая память графического процессора – это не то же самое, что выделенная память графического процессора. Между этими двумя типами VRAM есть большая разница.
Почему операционные системы используют оперативную память в качестве источника памяти для вашего графического процессора, когда её гораздо больше доступно на жестких дисках и твердотельных накопителях?
Причина довольно проста: оперативная память намного быстрее, чем любой SSD или HDD.
Разница между выделенной и общей памятью графического процессора
Выделенная и общая память графического процессора – это не одно и то же.
Выделенная память графического процессора – это физическая память, расположенная на самой дискретной видеокарте. Как правило, это высокоскоростные модули памяти (GDDR/HBM), расположенные рядом с основным чипом графического процессора, который используется для рендеринга программного обеспечения, приложений и игр (среди прочего).
Общая память графического процессора «используется» и берется из вашей системной ОЗУ – она не физическая, а виртуальная – в основном, это просто выделенная или зарезервированная область в системной ОЗУ; затем эту память можно использовать в качестве VRAM (video-RAM), как только ваша выделенная память графического процессора (если она у вас есть) заполнена.
Если у вас есть iGPU (графический процессор, встроенный в ваш CPU), этот iGPU не имеет собственной выделенной VRAM. Поэтому ему придётся изначально использовать системную оперативную память.
Ваша система будет выделять до 50% физической оперативной памяти для общей памяти графического процессора, независимо от того, встроенный у вас или выделенный графический процессор.
Как вы можете видеть на изображении ниже, на ПК установлена AMD RX580 с 8 ГБ видеопамяти (выделенная память графического процессора), и поскольку доступно 32 ГБ системной оперативной памяти, 16 из них выделены для использования в качестве «общей памяти графического процессора» (половина системной оперативной памяти).
Нужно ли менять объём общей памяти GPU
Возникает важный вопрос: стоит ли возиться с этими настройками? Ответ зависит от вашей установки.
Если у вас есть выделенный графический процессор, лучше оставить всё как есть. В зависимости от вашей конкретной видеокарты и объёма ее видеопамяти, общая память графического процессора может вообще не использоваться!
Если вашей ОС придётся прибегнуть к этой своеобразной процедуре, это не вызовет никаких дополнительных проблем с производительностью, кроме всплесков и потери кадров в тот момент, когда буфер VRAM переполняется.
Если у вас нет выделенного графического процессора, а встроенный (например, Intel UHD Graphics 730), следует избегать изменения настроек общей памяти графического процессора.
Современные операционные системы отлично справляются с управлением и распределением памяти, поэтому лучше позволить им делать своё дело.
Вывод
Выделенная память представляет собой объём физической видеопамяти, которой обладает графический процессор, тогда как общая память графического процессора представляет собой виртуальный объём, взятый из оперативной памяти вашей системы.
Современные операционные системы отлично справляются с оптимизацией использования общей видеопамяти без вашего участия.
Вам действительно не нужно ничего настраивать вручную, хотя, если у вас «чешутся руки», вы можете сделать это, настроив параметры видеопамяти в BIOS или, если у вас Intel или AMD APU, внеся нужные изменения в Windows через редактор реестра.
Часто задаваемые вопросы
Общая память графического процессора медленнее, чем в VRAM?
Конечно, да. Поскольку разделяемая память по сути является оперативной памятью, если графическому процессору приходится использовать системную оперативную память для своих вычислений, это неизбежно приведет к снижению производительности.
Выделенные модули видеопамяти (VRAM) расположены близко к основному чипу графического процессора, что позволяет получать доступ к ним гораздо быстрее, чем через шину PCIe материнской платы к системной оперативной памяти.
Для чего используется общая память графического процессора?
Общая память графического процессора извлекается из общего объёма доступной оперативной памяти и используется, когда в системе заканчивается выделенная память графического процессора.
Операционная система обращается к оперативной памяти, поскольку она является самым быстрым вариантом с точки зрения производительности. Оперативная память работает гораздо быстрее, чем любой твердотельный накопитель на рынке, и эта тенденция, безусловно, сохранится в ближайшем будущем.
Как изменить значение общей памяти графического процессора в Windows?
Изменить объём общей памяти графического процессора вашей системы не так просто, как может показаться.
Вам нужно будет повозиться с настройками BIOS, если вы хотите настроить или отключить функцию общей памяти графического процессора.
Однако делать это не рекомендуется, так как внесение подобных изменений не улучшит производительность вашей системы в большинстве рабочих нагрузок.